Сила женского оптимизма

avatar

Чем отличается прекрасная половина среднего класса, помимо красоты? Несколько неожиданные ответы на этот вопрос дает социологическое исследование MMI Ukraine’2011/1, проведенное компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тысяч человек. Авторы исследования выделяют среди респондентов в возрасте от 16 до 65 лет на основе их статусно-потребительских характеристик «высший средний» слой, в котором женщины составляют 41,5%, а мужчины — 58,5%. Численное превосходство мужчин в «высшем среднем» слое отражает тот факт, что женщинам труднее добиться более высокого заработка и социального статуса. Однако, с другой стороны, именно поэтому интересно, в чем же секрет успеха тех женщин, которые все же пробились в этот слой.

Если мы посмотрим на распределение женщин из «высшего среднего» слоя по роду деятельности, то увидим заметно меньшую долю предпринимателей (7,2% против 13% среди мужчин), руководителей (5% против 11%), рабочих (4,4% против 18,1%). Частично это объясняется тем, что 14,4% женщин из этого слоя составляют домохозяйки и молодые мамы. Но в то же время в этом слое среди женщин заметно выше доля специалистов (31% против 22%). По остальным категориям разница не столь заметна (служащие — 10,5% среди женщин против 12,6% среди мужчин, студенты и учащиеся — 15,9% против 11,1%, пенсионеры — 3,9% против 2,7%, безработные — 1,7% против 3,5%). Несмотря на все эти различия, женская и мужская части «высшего среднего слоя» очень похожи по уровню доходов: в обоих случаях свыше половины (50,3–50,8%) имеют в своих семьях месячный доход на человека 4 тыс. грн. и более, в том числе свыше четверти (25,4–26%) — 6 тыс. грн. и более.

А самой примечательной особенностью женской части «высшего среднего слоя» можно назвать повышенный уровень жизненного оптимизма. Проявляется он, например, в оценках того, как изменится материальное положение семьи в ближайший год. У женщин из «высшего среднего слоя» соответствующий индекс ожиданий составил +0,20, тогда как у мужчин — только +0,10, хотя индекс оценки тех изменений материального положения семьи, которые уже произошли за последний год, оказался одинаковым и составил -0,07. Причем повышенный оптимизм присущ именно женщинам из «высшего среднего слоя», а не всем женщин (в целом по всем слоям значения индекса ожидаемых изменений материального положения для женщин и для мужчин практически одинаковы и лежат между -0,37 и -0,38), то есть его нельзя объяснить особенностями женской психологии.

Еще один пример — казалось бы, из совсем другой сферы — касается вопроса о возрасте и красоте. Утверждение «С возрастом человек становится менее красивым» получило наибольшую долю несогласных именно среди женщин из «высшего среднего слоя» — 59,7%, тогда как среди мужчин из этого слоя — 47,6%, в целом среди женщин — 43,5%, в целом среди мужчин — 45,4%. Возможно, именно потому, что женщинам труднее, им и нужно больше оптимизма.

Запись опубликована в рубрике Блоги Комментариев. Добавьте в закладки постоянную ссылку.