Гремучая смесь: безденежье и безнадежность

avatar

После выборов потребительские настроения украинцев ухудшились. Насколько сильно, можно оценить, сравнив результаты двух последних волн социологического исследования MMI Ukraine, которое ежеквартально проводится компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тыс. человек. Респонденты в возрасте от 16 до 65 лет высказывали мнение о том, хорошее или плохое сейчас время для того, чтобы делать крупные покупки для дома и чтобы делать сбережения. На основе этих ответов авторы исследования определяли индексы оценок потребительской и инфляционной ситуаций (наихудшим возможным оценкам соответствует индекс –1,00, наилучшим — индекс +1,00). В конце четвертого квартала 2012 года по сравнению с предыдущей волной исследования, проведенной в конце третьего квартала (в разгар предвыборной кампании), индекс оценки потребительской ситуации упал с –0,12 до –0,16, инфляционной ситуации — с –0,19 до –0,25. Падение обоих этих индексов свидетельствует об усилении у граждан чувства неуверенности в завтрашнем дне.

Действительно, руководители правительства после выборов стали говорить больше правды о реальном положении дел в экономике, в то же время вновь избранный парламент демонстрирует слабую способность к эффективной работе.

Менее всего склонен драматизировать ситуацию «высший средний» слой респондентов. У этого слоя значения обоих упомянутых индексов выше, а их динамика — лучше, чем у остальных слоев. Индекс оценки потребительской ситуации в «высшем среднем» слое изменился с +0,08 до +0,07, инфляционной ситуации — с –0,13 до –0,09.

С одной стороны, поскольку представители именно этого слоя располагают наибольшими возможностями совершать крупные покупки и иметь крупные сбережения, то существенного снижения платежеспособного потребительского спроса и объема депозитов населения произойти не должно.

С другой стороны, социально-политическая ситуация сильно зависит от настроений в менее благополучных слоях населения. Уже в «среднем» слое индекс оценки потребительской ситуации снизился с –0,05 до –0,10, инфляционной ситуации — с –0,13 до –0,21, в «нижнем среднем» слое — соответственно с –0,16 до –0,19 и с –0,18 до –0,26. А в слое «ниже среднего» динамика обоих индексов оказалась наихудшей, притом что значения их были гораздо ниже, чем у остальных слоев. В этом слое индекс оценки потребительской ситуации упал с –0,30 до –0,46, инфляционной ситуации — с –0,35 до –0,50. Как известно, безденежье и безнадежность способны образовать гремучую смесь — особенно весной, когда на рынках еще все дорого, а участвовать в акциях протеста уже не холодно.

Запись опубликована в рубрике Блоги Комментариев. Добавьте в закладки постоянную ссылку.