Славное дитя

avatar

В советское время в каждом доме, где была хотя бы сотня книг, 30 из них представляли собою собрание сочинений Диккенса. В этом году отмечается 200-летие со дня его рождения. Сколько ж это поколений уже льют слёзы от смеха над «Записками Пиквикского клуба» и от сострадания к униженным и оскорблённым — над «Оливером Твистом», «Тяжёлыми временами» и пр.?

Писано о нём было не только восторженно, но и уничижительно и, что должно быть особенно досадно его поклонникам, — вскользь. И, что ещё хуже для них, — во многом справедливо. Крупнейший экономист ХХ века Людвиг фон Мизес, например, отнёс его к социальным писателям-романтикам, что само по себе – суровый приговор.  

Вся мировая социальная литература за время своего не так уж, к счастью, долгого существования – каких-нибудь двести лет занималась тем, что пробуждала чувства и затемняла умы. Чувства, разумеется, добрые – к бедным и злые – к богатым. «Для них богатый плох потому, что богат, а бедный хорош потому, что беден», — язвит Мизес об этих писателях. От них-то и рождался социализм не только в головах доверчивых читателей, но и в их сердцах, где он держится дольше всего. Дело в том, что гнев на угнетателя трудно отличить от зависти, а жажда справедливости вообще служит самой надёжной маскировкой для этой матери всех пороков, как выражался Григорий Савич Сковорода вслед за Писанием.   

Однажды Сесси Джуп, обездоленная ученица образцовой английской школы («Тяжёлые времена») услышала от учителя вопрос, сколько процентов составят 500 утонувших людей, если всего было 100 тысяч морских путешественников.  Ответ Сесси с тех пор умиляет человеколюбцев на всех континентах, как никакой другой литературный эпизод. «Славное дитя» сказало, что для людей, потерявших близких в морской пучине, не существует никаких процентов. Для голодных тоже не имеет значения, какой процент составляют они относительно сытых. Не под влиянием ли этой душещипательной сцены Достоевский вложил в уста Ивана Карамазова знаменитое рассуждение, стоит ли счастье человечества одной слезинки ребёнка? Мизес, в свою очередь, замечает, что всё это трогательно, но историйка  высосана из пальца, чтобы разжалобить читателя. Такие штуки всегда допускаются за счёт правды жизни. Вложенные в уста девочки пошлости, пишет Мизес,  не могут умалить достижений капитализма, благодаря которым неуклонно сокращается  число как голодающих, так и тонущих. Классик-экономист отказывается простить писателю-классику то, что «вместе с другими менее одарёнными рассказчиками романтического направления он привил миллионам людей ненависть к утилитаризму и капитализму».

Капитализм первых его шагов  жесток, но это жестокость природы, а социализм с его не только жестокостями, но и нелепостями – продукт извращенного ума и безответственности, в чём, по Мизесу, повинны только  интеллектуалы всех времён и народов. Капитализма никто нигде не внедрял – он вырастал из повседневных отношений свободных производителей и потребителей. Социализм, будь то советский, кубинский или шведский,  всегда и везде внедряется чьей-то глупой, романтически-взвинченной волей.

«Социалистические утверждения так же пусты и неосновательны, как высказывания магов и астрологов… Это неверно, что  массы страстно тянутся к социализму и что сопротивляться им невозможно. Массы благосклонны к социализму, потому что верят социалистической пропаганде интеллектуалов. Интеллектуалы, а не простой люд, формируют общественное мнение… Интеллектуальные лидеры народов породили и распространили заблуждения, которые поставили на грань исчезновения свободу и саму цивилизацию Запада».

Запись опубликована в рубрике Блоги Комментариев. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • www

    Даешь капитализм,- джунгли и пусть выживает сильнейший! М-да.. такой глупости от Анатолия не ожидал.

    • Denys Nazarenko

      Вы, наверное, путает. У Анатолия в каждом посте с той либо другой стороны речь идет о свободе человека, в том числе, экономической. Крайне неожиданной была бы любая другая мысль. А статья отличная.

      • www

        »
        Капитализм первых его шагов  жесток, но это жестокость природы, … » — и где здесь свобода, позвольте спросить? И потом, капитализм жесток не с первых шагов а ВСЕГДА. А это все-таки несвобода. Ведь если понимать так совбоду, то порядки в тюрьме (выживают сильнейшие, а слабые должны подчинится), — просто образец подобной свободы. Я был в Швеции, знает, если это социализм, то я за него двумя руками.

    • Vicmodel

      Долой каптализм! Пусть торжествет бездельник и партфункционер? 

      Ведь написано ж, вроде предельно ясно: «Капитализма никто нигде не внедрял – он вырастал из повседневных отношений свободных производителей и потребителей. Социализм, будь то советский, кубинский или шведский, всегда и везде внедряется чьей-то глупой, романтически-взвинченной волей.»

  • Kum

    Капіталізм вигадав Карл, а Маркс підвів під цю ідею ґрунтовну теоретичну базу (до Карла з Марксом підприємливі та кмітливі навіть не здогадувалися, що будують саме капіталізм). Далі теоретики всіх штибів розвивали цю механічну теорію в усіх можливих і неможливих напрямках з діалектизмом включно. Під гарячу руку теоретиків від капіталу потрапила і теорія Дарвіна про походження видів. Бідний Дарвін навіть не здогадувався, що кмітливі картезіанці, після ґрунтовної рихтовки його наукової теорії, знайдуть в ній «явні сліди» походження мавпи від людини… Пардон, людини від мавпи… Зрештою, яка різниця, головне — тема стала високорентабельним бізнесом. Як і медицина, наука, культура, мистецтво. … Між іншим, ті, хто йшов на барикади в ім’я світлого майбутнього капіталізму проти загниваючого феодалізму, також писали на своїх прапорах висмоктані з пальця гасла — «СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВІСТЬ!»

  • Bobiche

    Кажется автор что-то путает. Я понимаю, он пожил в развитых странах и видел как это капитализм у них!  Но пусть он выйдет из своего уютного дома на улицу, и посмотрит, что твориться у него на улице в частности и в стране в целом. А это, уважаемый автор, не капитализм, а самый настоящий беспредел!

  • Макс

    читаю Ваш пост регулярно, и в памяти всплывают достаточно много интересных мыслей, чего не могу сказать о «Славном дитя».
    «Капитализма никто нигде не внедрял – он вырастал из повседневных отношений свободных производителей и потребителей.»
    свободный производитель кто это?? это хозяин завода, фабрики… или рабочие этого завода, фабрики…или и то и другое… в любом проявлении капитализм, внедрялся и до свободы во времена «внедрения» было очень далеко…как пример предлагаю небольшую цитату из труда Токвиля:
    «Многие из них были выходцами из семей, переселившихся на Запад из-за
    постоянного ухудшения условий жизни в промышленных районах на Востоке,
    где порожденное торговлей развитие капитализма влекло за собой низкую
    заработную плату, длительный рабочий день, плохие условия труда на
    заводах, нищенское жилье и постоянную угрозу безработицы. Образование
    могли получить далеко не все. По некоторым данным, в 1831 году миллион
    детей не могли посещать школу, поскольку были вынуждены работать на
    заводах. Мало того, что почти во всех штатах существовала долговая
    тюрьма, — сомнительная структура банков обесценивала заработную плату и
    ставила под угрозу сохранность тех небольших сбережений, которые
    удавалось в них поместить…»
    О какой свободе идет речь?

  • http://www.facebook.com/people/Viktor-Lutaenko/100002674190859 Viktor Lutaenko

    Панове, а чому ніхто не згадає «кризу» 2008-го, коли «капітал» Карлів з Марксами став у листопаді бестселлером?? І Що? Чекаємо «другу хвилю», щоб радісно потерти мозолясті руки над «загниваючим»? До речі про Швецію — хтось в курсі, де найбільше в світі самогубств?