Привычное ожидание

avatar

Традиционная для отечественной экономики картина: чтобы уберечься от роста цен, украинцы закупают продукты впрок — и тем самым подогревают рост цен. Насколько массовый характер имеет это явление, видно из результатов социологического исследования MMI Ukraine’2011/2, проведенного компанией TNS в Украине.

Среди 16–65-летних жителей городов с населением от 50 тыс. человек 64%, то есть почти две трети, выразили согласие с утверждением «Я считаю, что продукты надо покупать про запас, чтобы сэкономить». Выше всего эта доля оказалась, понятно, в слое «ниже среднего» — 68,8%, в «нижнем среднем» слое она составила 64,6, в «среднем» — 62,8, в «высшем среднем» — 53,7%. В том, что в самом благополучном слое меньше всего распространена традиция закупать продукты впрок, нет ничего удивительного. Удивительно иное: даже в этом слое упомянутая традиция пользуется поддержкой более чем у половины опрошенных. В частности, в восточных и южных регионах считают необходимым покупать продукты про запас, чтобы сэкономить, 55,4% представителей «высшего среднего» слоя, в центральных и западных областях — 57,1%, и только в Киеве менее половины — 43,4%.

Эти цифры тем более поразительны, что 65% представителей «высшего среднего» слоя заявили о том, что они никогда не экономят на продуктах питания или экономят на них только в самом крайнем случае (в «среднем» слое — 55,8%, в «нижнем среднем» слое — 46,9, в слое «ниже среднего» — только 32,1), а 60,2% признались: «Я не утруждаю себя поисками более дешевых продуктов, покупая все в ближайшем магазине» (в остальных слоях — соответственно 55,6, 54,8 и 50,6%). Почему же даже среди тех украинцев, которые обычно не экономят на еде и не тратят время на поиски продуктов подешевле, многие все же считают необходимым покупать продукты про запас именно с целью экономии?

Конечно, какую-то роль играет привычка, унаследованная с советских времен, когда многие продукты были в дефиците, а то и вовсе исчезали с прилавков магазинов. Нынешнее правительство показало, что такое возможно и в наше время, и вряд ли кто-то сейчас уверен, что история, случившаяся в первые месяцы этого года с гречкой, не приключится вновь — с каким-либо другим популярным товаром. И все же боязнь дефицита присуща прежде всего слою «ниже среднего», в котором заметно больше, чем в других слоях, представителей старшего поколения. Для «высшего среднего» слоя привычка делать запасы «на всякий случай» менее характерна, не особо замечает он и повышение цен на пару копеек (и даже на несколько процентов). Но когда ожидается серьезный рост цен и, стало быть, речь идет о заметных для семейного бюджета деньгах, тогда именно «высший средний» слой способен внести наибольший вклад в ажиотажную скупку продуктов. Ведь у него больше свободных денег, и он менее склонен жалеть их на продукты, в том числе и на закупку впрок.

Запись опубликована в рубрике Блоги Комментариев. Добавьте в закладки постоянную ссылку.