О сотрудницах и сотрудниках

avatar

Чем отличается отношение к работе женщин и мужчин? Этот вопрос не только интересен, но и важен — особенно для смешанных коллективов, в которых сотрудниц и сотрудников приблизительно одинаковое количество. Социологическое исследование MMI Ukraine’2011/1, проведенное компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тыс. человек, подтвердило, что гендерная проблема в нашем обществе реально существует.

Например, среди респондентов в возрасте от 16 до 65 лет выразили согласие с утверждением «Профессиональная деятельность так же нужна женщинам, как и семейная жизнь» 86,3% женщин, в том числе полное согласие — 40,7%; в «высшем среднем» слое — еще больше: соответственно 87,3 и 47%. А у мужчин доля согласных составила 79,6%, в том числе полностью согласных — только 29%; в «высшем среднем» слое — еще меньше: соответственно 76,4 и 25,2%. Отсюда видно, что мужчины склонны преуменьшать значение, которое имеет для женщин их работа. Причем у мужчин из «высшего среднего» слоя эта предубежденность особенность сильна и в то же время наименее оправданна по отношению к их коллегам — женщинам из того же слоя.

Чувствуют ли женщины эту предубежденность? Глупый вопрос. Не только чувствуют, но и учитывают ее — это видно даже по ответам на вопросы социологов. Возьмем утверждение «Я предпочитаю простую технику как самую надежную». В «высшем среднем» слое с ним согласились 60,2% мужчин, в том числе полностью согласились 18,9%. А среди женщин из этого слоя доля согласных оказалась ниже — 50,8%, в том числе полностью согласных — только 11,6%. В то же время утверждение «Я не боюсь покупать новинки техники, даже если мои знакомые их не пробовали» получило в «высшем среднем» слое согласие у 66,6% мужчин и 64,1% женщин, в том числе полное согласие — у 17,8% мужчин и 19,3% женщин. С утверждением «Я хочу быть среди тех, кто первым пользуется наиболее передовыми технологиями» в этом слое согласились 78,7% мужчин и 75,1% женщин, в том числе полностью согласились 26% мужчин и 32,6% женщин.

То, что женщины стараются быть не просто наравне с мужчинами, а опережать их, — не единственное следствие мужской предубежденности. Другое следствие — это то, что женщины стараются походить на мужчин. Уже сама практика словоупотребления в обыденной разговорной речи такова, что слова «по-мужски», «как мужчина», «мужской характер» имеют положительную смысловую компоненту, а слова «по-женски», «как женщина», «женский характер» — отрицательную. И вот результат: соотношение согласных и не согласных с утверждением «Мне нравится, что у меня есть и мужские, и женские черты характера» составило среди мужчин 35,3:63,6, в частности в «высшем среднем» слое — 35:64,2. А среди женщин — наоборот, 58,4:40,5, причем особенно заметный перевес согласных над несогласными обнаружился в «высшем среднем» слое — 67,4:32,5. Мужчинам свойственно не обращать внимания на такие пустяки.

Запись опубликована в рубрике Блоги Комментариев. Добавьте в закладки постоянную ссылку.