Где остерегаются крупных покупок

avatar

Одно и важных изменений в общественных настроениях, зафиксированных первой волной социологического исследования MMI Ukraine за 2011 год, стало существенное ухудшение оценки потребительской ситуации. В ходе этого исследования, ежеквартально проводимого компанией TNS в Украине среди 16–65-летних жителей городов с населением от 50 тыс. человек, респондентам предлагалось, в частности, оценить, «сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать крупные покупки для дома».

По сравнению с последней волной за 2010 год доля тех, кто выбрал ответ «хорошее», снизилась с 12,8 до 9,7%, в то же время поддержка оценки «плохое» выросла с 32,4 до 39,1%. В результате индекс оценки потребительской ситуации ухудшился с –0,20 до –0,30 (при минимальном возможном значении –1,00, максимальном +1,00).

Конечно, оценки сильно разнятся в зависимости от социального статуса и рода деятельности опрошенных, но важен тот факт, что ухудшение оценок произошло во всех категориях респондентов. Соответствующий индекс упал с –0,35 до –0,46 у пенсионеров и инвалидов, с –0,25 до –0,41 у безработных, с –0,23 до –0,35 у рабочих, с –0,22 до –0,26 у домохозяек и молодых мам, с –0,18 до –0,28 у специалистов, с –0,14 до –0,25 у служащих, с –0,10 до –0,19 у руководителей, с –0,16 до –0,19 у предпринимателей и с –0,10 до –0,15 у студентов и учащихся. Понятно, что торговцев крупными товарами для дома интересуют в первую очередь потребительские настроения платежеспособных граждан. Что ж, в «высшем среднем» слое респондентов, который авторы исследования выделяют по совокупности статусно-потребительских характеристик, индекс оценки потребительской ситуации ухудшился с +0,04 до –0,02.

Такое изменение вроде бы еще не должно вселять тревогу, поскольку значение индекса не ушло далеко вниз от нуля. Однако это результаты для «высшего среднего» слоя в целом по Украине; если же посмотреть в региональном разрезе, можно увидеть весьма большие отличия. В Киеве индекс у «высшего среднего» слоя хотя и упал с +0,15 до +0,09, но остался положительным (в целом по всем слоям значение индекса в столице осталось на уровне –0,24). В восточных и южных регионах индекс у «высшего среднего» слоя изменился несущественно — с +0,03 до +0,04 (хотя в целом по всем слоям произошло падение с –0,18 до –0,29). В то же время в центральных и западных областях индекс у «высшего среднего» слоя ухудшился значительно: с –0,02 до –0,20 (при этом в целом по всем слоям также наблюдалось наибольшее падение — с –0,23 до –0,36). Объяснение этому можно искать, например, в том, что именно в этих областях в «высшем среднем» слое наиболее ухудшился, по сравнению с концом прошлого года, и индекс оценки ожидаемой экономической ситуации в ближайшие 12 месяцев: с –0,16 до –0,38. Действительно, люди обычно остерегаются крупных покупок тогда, когда опасаются, что могут наступить черные дни.

Запись опубликована в рубрике Блоги Комментариев. Добавьте в закладки постоянную ссылку.