Государство — водитель или пассажир?

avatar

Наша управленческая элита после плановой экономики СССР видела выход только в свободном стихийном рынке. В результате мы получаем постоянно каких-то сумасбродных рыночных фундаменталистов. Жаль, что этот опыт нам пришлось пережить на собственной шкуре, а не, как страны с большим счастьем (более образованными правительствами), которые имели возможность теоретически осмыслить эту модель и оставить ее для сырьевых придатков. Настоящий свободный рынок есть лишь в странах – экспортерах всего, что смогли выжать из собственных недр.

Все развитые страны мира объединяют две политики в одну. С одной стороны, полностью либеральный рынок для малого и среднего бизнеса — дерегуляция, конкуренция, доступ к капиталу, отсутствие монополии, с другой — четкое партнерство между большим бизнесом, отраслевыми ассоциациями и правительством. Государство вырабатывает налоговые условия для отраслей, требования по защите собственного рынка, правила экспортной экспансии, а большой бизнес отдает правительству определенное количество налогов, обеспечивает занятость населения, рост экспорта и импортозамещения.

Мэр Чикаго своим решением оказывает поддержку перспективным стартапам, Америка и ЕС снижают визовые барьеры лишь для высококвалифицированных работников, вокруг Украины в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Турции создано более 400 «офшоров». Они по-разному называются — индустриальные парки, технопарки, свободные экономические, особенные производственные и технологические зоны, но суть одна — на этих территориях государство создает условия или само подводит инженерно-транспортную инфраструктуру; в сравнении с и так не плохим бизнес-климатом на остальных территориях этих государств существенно сокращается «путь к рынку» — разрешения и лицензии; разнообразные налоговые преференции и дотирование энергоресурсов. Не следует забывать, что кроме прекрасных условий Калифорнии, наличия Стэнфорда и Беркли Силиконовая долина началась с государственного оборонного заказа в размере $50 млрд. Все развитые страны используют сразу два механизма — свободный рынок и сознательное регулирование. Никто не возлагает надежды на то, что в будущем экономика сама будет регулироваться по неизвестными законами рынка. Не будет регулироваться.

Украинскому правительству необходимо из пассажирского сиденья перебираться на водительское. Улучшать бизнес-климат и за три года настойчивой работы путем поднятия зарплат госслужащим, внедрения электронных процедур, введения реальной неотвратимости наказания и тому подобное достичь места в топ-20 Doing Business. Параллельно создавать точки роста, в которых мы уже меньше чем за год способны предложить и главное проконтролировать условия ведения хозяйства мирового уровня и наилучшие, среди стран-соседей, условия инвестирования.

Если мы опять, как и в 1992, 2005, 2010 годах, будем лишь пытаться из всей страны создать наиболее привлекательную территорию — ничего не выйдет. Нам не нужно ничего выдумывать и подражать опыту стран, которые успешно развиваются.

Запись опубликована в рубрике Блоги Комментариев. Добавьте в закладки постоянную ссылку.