Бескрылая страна?

avatar

21 мая работники Государственного авиастроительного концерна «Антонов» – всемирно известного киевского завода, где разрабатывались модели самых больших грузовых самолетов в истории авиастроения – вышли на митинг протеста под стенами Кабинета министров Украины. Они потребовали от правительства сохранить от уничтожения свою уникальную «фирму» и вернуть на пост председателя правления Дмитрия Киву, который возглавлял АНТК  имени «Антонова» с конца 2008 года, одновременно являясь его генеральным конструктором.

Кабмин обнародовал решение об увольнении Кивы еще 13 апреля, не объяснив причины этого решения ни самому конструктору, ни украинской общественности, которая пришла от этого в полное недоумение. Судите сами – в то время, как Украина стремительно погружалась в самый тяжелый в ее истории политический и экономический кризис, а на Юго-Востоке страны вспыхнули первые бои гражданской войны, «майдановские» министры нашли время на то, чтобы снять с должности руководителя последнего крупного научно-промышленного предприятия в Киеве – где большинство заводов давно сдали свои остановившие работу цеха под склады и офисные центры. Причем, уволили его без каких либо публичных комментариев – несмотря на обещания проводить «прозрачную кадровую политику», которые щедро раздавали с трибуны майдана.

По всей видимости, формальных причин увольнения Дмитрия Кивы попросту не было. Инженер, который бессменно проработал на АНТК имени Антонова с 1964 года, и с 1987 года являлся главным конструктором авиастроительного концерна, получив за свой труд звание Героя Украины, был одним из тех, кто позволил «Антонову» выжить во время промышленного развала девяностых годов. Его предприятие успешно сохранило материальную базу и большинство ведущих специалистов, не прекращая сотрудничества с авиастроительными заводами бывшего СССР – что позволило получать международные заказы и приносить доход в государственный бюджет Украины. Благодаря этому АНТК остался символом научно-технического потенциала, утраченного за минувшие двадцать три года нашей деиндустриализованной страной, превращенной в рынок сбыта транснациональных корпораций, и кое-как выживающей за счет поступлений от приватизированной олигархами металлургии.

По всей видимости, увольнение Дмитрия Кивы имело под собой политическую подоплеку – и оно вовсе не случайно совпало с постмайдановским кризисом в украино-российских отношениях. Большинство международных коммерческих проектов «Антонова» традиционно осуществляется с российскими предприятиями, которые сотрудничают с киевским концерном еще с советских времен. В частности, это совместный проект регионального ближнемагистрального самолета Ан-148, который производится на мощностях Воронежского самолётостроительного общества, где в 2013 году было построено шесть таких самолетов. Россия заказала у АНТК имени Антонова двадцать один самолет этого типа – причем, пятнадцать авиамашин заказало для своих нужд российское Министерство обороны, четыре самолета хотели закупить службы, обеспечивающие перевозку первых лиц России, а еще две – Федеральная служба безопасности РФ.

Кроме того, на уровне президентов двух стран существовала договоренность в о возобновлении выпуска Ан-124 «Руслан». Экс-премьер Николай Азаров заявил, что Украина и Россия произведут вместе 80 таких самолетов, оценивая суммарную выручку от этого проекта в 13 млрд. долларов. Еще одним крупным российско-украинским проектом с участием «Антонова» являлся военно-транспортный самолет Ан-70, который уже проходит сейчас летные испытания.

По всей видимости, за увольнением Дмитрия Кивы, который всегда активно сотрудничал с российским авиапромом, стоит желание заморозить, а в перспективе – закрыть эти проекты «Антонова». Сейчас трудно сказать, чем мотивируются в этом стремлении украинские власти – хотят ли они навредить таким образом российскому ВПК, или их подталкивают к конфликту иностранные партнеры, которые, по причинам экономического и политического характера, одинаково не заинтересованы в развитии авиапромышленного комплекса России и Украины. Однозначно одно: сворачивание сотрудничества с российскими авиазаводами может стать для «Антонова» приговором – в силу специфики украинского авиастроения, созданного в советские времена и традиционно зависимого от прежних производственно-хозяйственных связей с постсоветскими партнерами «фирмы».

В октябре 2010 года мы присутствовали на встрече Дмитрия Кивы и Уго Чавеса, посетившего цеха «Антонова» вместе с нынешним президентом Венесуэлы Николасом Мадуро. «Все самолеты мне очень понравились. Они, может быть, самые лучшие в мире. Это историческое предприятие», – заявил после осмотра завода венесуэльский лидер после осмотра гигантского «Руслана». При этом, Чавес особо подчеркнул, что АНТК Антонова позволяет Украине входить в число передовых стран мира в области научно-технического прогресса.

Охваченная кризисом Украина попросту не потянет самостоятельный выпуск высокотехнологичных современных самолетов, быстро скатываясь к статусу еще одной «бескрылой» страны «Третьего мира». И уже вскоре киевский завод исподволь рассматривать в качестве перспективной территории под жилую застройку. Это прекрасно понимают его работники, уже выходившие на акцию протеста, пытаясь перегородить столичный проспект Победы, на который выходит авиастроительное предприятие – чтобы завтра не оказаться на улице, без шансов работать по специальности в своей стране. Ведь другого «Антонова» у нас нет.

Запись опубликована в рубрике Блоги Комментариев. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Валерий

    Конкуренты никому не нужны((В начале 2000 годов к нам(Алма-Аты) приезжали представители КонотопМотордеталь и Одесский завод поршневых колец, думали дело открыть избежав затрат логистики, не пустили на бывший завод Поршень, производить- это работать надо)проще сдавать в аренду и торговать! Похоже та же судьба ждёт и Антонов остатки коллектива куда-нибудь на Ильюшин переманят…на западе они не нужны.