Для чего храм

avatar

Для чего существует храм? Не гневите Бога, говоря, что это есть место дружных молитв окружающего населения. Посещают его единицы, молятся раз в год по чайной ложке. А существует храм с попом почти исключительно для совершения треб. «Треба, — объясняет дипломированным дамам один ушибленный и потому авторитетный специалист, — это дарение энергий во время обряда». Ходить в храм молиться, по общему мнению, не обязательно, а вот венчаться (по любому разу — были бы деньги), крестить детей, отпевать покойников, святить вербу и воду — обязательно. Это будет обязательно, даже если с лица земли исчезнут все церкви вместе с попами. С этой-то, вменённой себе народом, обязательности и кормится духовенство.

Таким образом, надо признать, что попы едят свой хлеб не напрасно, они его отрабатывают, пусть и не всегда исправно, но — только те, что получают свои гонорары из рук прихожан. А вот насчёт остальных… Епархиальный архиерей и, страшно сказать, все, что выше него, приходскому попу-труженику, как и его пастве, в сущности, по барабану. Приходской делится с владыкой своим заработком только постольку, поскольку тот выделил ему приход. Архиерей, в свою очередь, точно так, только дороже и разнообразнее, оплачивает своё назначение. Далее — по списку священной вертикали вплоть до №1, который, думаете, представляет собою исключение? Нет и нет. Он-то платит больше всех — верной службой кесарю, удержанием в повиновении ему своего стада.

Не случайно некоторые безответственные лица высказывают мысль, что (закройте уши!) по-настоящему вся эта лестница к небу нужна ещё меньше, чем бюрократическая, — лучше всего был бы, мол, свободный союз независимых приходов.

Так и в миру. Низший платит высшему за место у корыта. И тоже есть фантазёры, указывающие на такое противоядие, как демократия, открытое гражданское общество, права человека, свободный рынок. Телесный человек, может быть, и склонен, яко скот, склоняться перед силой, но его душа — совесть, достоинство, иными словами, личность — по самому существу дела, мол, не терпит принижения, ведь отвечать за всё, то есть болеть, приходится ей одной.

Люди понимали всё это уже 500 лет назад. В «Истории» С. Соловьёва приводится одна из обычных челобитных московскому царю от прихожан одной из северных епархий. Это прейскурант непременных подношений архиерею на каждый большой праздник. Добро бы только ему и его пассии, но и каждому из трёх десятков прихлебателей на его подворье, начиная с привратника. Вот и бежали людишки целыми деревнями и округами в глушь, на Восток, пока не добежали до Аляски. Сегодня — в известном смысле от того же самого — бегут на Запад, ибо может ли думать здравомыслящий человек, что через 500 лет будет иначе? Не говоря уже — при его жизни.

Запись опубликована в рубрике Блоги Комментариев. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Лариса Ивановна

    О! как раз дочитала Нечуй-Левицкого «Старосветские матушки и батюшки»! Кроме отбытия панщины, селяне матушке еще и пряжу несли, по куску ткани, еще и помогали работой, поле попу пахали весной, и т.п.Так что нашему человеку к поборам не привыкать!а потом нам рассказывают, мол у нас ментальность не та!…разве что от слова «мент»…